Рождественское послание архиепископа Криворожского и Никопольского Ефрема

«Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе, верою поклонящеся Тебе: с ними же помилуй нас».
(Тропарь Навечерия Рождества Христова по 3-й паримии).

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

Рождество Христово поистине таинство, величайшее из всех таинств, до наших дней занимающее центральное место в умах великих мыслителей мира.

После грехопадения прародителей и осуждения их в поте лица возделывать землю (Быт. 3, 23) неотъемлемой надеждой человека, явившейся основой его совести, послужило Божественное Откровение, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15) и что грядущий Мессия восстановит его первоначальный образ. До воплощения Сына Божия совесть и разум человека в своих возвышенных чувствах не переставали тосковать, томиться, верить и надеяться на свое духовное обновление, на восстановление союза с Творцом. И чем ближе становился тот час, тем острее ощущалась эта потребность. Однако не только человек к своему Творцу, но и Бог, как Отец Любвеобильный, через Боговдохновенных пророков приближал человека к этому величайшему таинству. Еще при царе моавитском Валаке Валаам предсказывал: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». (Чис. 24, 17).

О Рождестве Христа Спасителя от Девы с особой ясностью пророчествовал святой пророк Божий Исаия: «Слушайте же, дом Давидов!.. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 13-14), и далее: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности,
Князь мира». (Ис. 9, 6).

Время пришествия в мир Мессии возвестил пророк Даниил: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Дан. 9, 24), что впоследствии и сбылось с поразительной точностью предуказанного времени.

Что Христу предстояло родиться в Вифлееме Иудейском, читаем в книге святого пророка Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих. 5, 2), И много веков спустя, пользуясь несомненной достоверностью этого пророчества, Ирод-царь послал своих воинов в Вифлеем убить Богомладенца, но
промысел Божий не дал ему совершить этого коварного злодеяния.

Когда же пришло время сбытия всех пророчеств, «в шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве… Мария». И вшед к Ней Ангел рече: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою… И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». (Лк. 1, 26-27, 31-32).

Величайшее событие Рождества Христова совершилось, как о нем было предречено ветхозаветными пророчествами, что теперь неоднократно вспоминается в церковных песнопениях, прославляющих этот всемирный праздник, «небо Тя всем проповеда», а в самую святую ночь — «якоже уста, звезду предлагая Спасе, и волхвы Ти приведе, верою поклоняющияся Тебе».
Ныне же мы, возлюбленные, обретаемся в эту святую ночь уже не в преддверии чаяния, а в храме сбыточного торжества, где люди и небожители-ангелы объединены в царстве Божьего мира и любви, «едиными усты» вознося хвалебный гимн «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2, 14).

Рождество Христово — не просто человеческое сказание, а вековая история Богооткровения, с глубоким волнением пережитая миром во все века: убедительный процесс великого благоволения Отца Небесного в ниспослании Своего Единородного Сына падшему человечеству. Вот почему Рождество Христово, совершившееся в убогом вертепе, исполнило мир необычайным ликованием.

Небесный Творец даровал роду человеческому все сокровища земли. Он даже ниспослал Своего Единородного Сына омыть Его Пречистою Кровию все наши беззакония. Казалось бы, с какой благодарностью и любовью мы должны благоговеть перед Ним. Но со времени этого таинственного события мир множество раз пресыщался горем, слезами и пролитием человеческой крови, а в наши дни — на грани угрозы всеобщего истребления, не по причине недостатка милости Божией к человеку, а по пренебрежению и презрению человека к ней. Иногда с болью приходится слышать, что жить по Заповедям Божиим в христианской нравственности: сохранять нравственный быт семьи, не наносить ближнему зла, не захлебываться в человеческой крови — это скучно и монотонно. Вот причина всех беззаконий, творя которые человек влечет себя в бездну бед, еще и винит в этом Бога лишь потому, что ему не хочется жить по Его святой воле, по закону, который преподан человеку, чтобы на земле царил мир и в людях благоволение.

Возлюбленные! Кому дорог свет Вифлеемской звезды — подобно восточным мудрецам, с трепетом душевным последуйте ему, он укажет вам путь ко спасению, которое Отец Небесный «уготовал пред лицем всех народов». (Лк. 2, 31). Кому священно евангельское благословение Богомладенца, со упованием устрояйте в нем свою жизнь, чтобы всё наше душевное, прекрасное и искреннее принести на алтарь служения нашим ближним, и это будет ценнейшим даром Богомладенцу — Христу, отдавшему Себя Самого для нашего общего блага, «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… и чтобы мир был спасен через Него». (Ин. 3,16-17).

С этими пожеланиями молитвенно испрашиваю всем вам, возлюбленные, небесное благословение и великую милость Божию в наступающем Новолетии благости Господней.

Да дарует Господь Церкви Своей святой благодать и единство, земле нашей — мир и благоволение, а между людьми — добрую волю и братскую любовь.

Аминь.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 2012 – 2013 гг.

ЕФРЕМ, БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ АРХИЕПИСКОП КРИВОРОЖСКИЙ И НИКОПОЛЬСКИЙ