День покоя

Для всех нас канун Пасхи — день предпраздничных хлопот: мы печем куличи, красим яйца, готовим различную снедь для разговенья, приводим в порядок жилье... Но порой эти заботы захватывают нас так, что только перед самим выходом из дому мы вспоминаем, что с утра не умывались и не обедали, а о том, чтобы успеть отдохнуть перед всенощной – вообще не может быть и речи. Странно как-то получается: накануне любого праздника мы перестаем работать – «святой вечер!», и только на канун Праздника Праздников это правило не распространяется. Естественно, у нас как всегда найдутся веские аргументы для оправдания своей позиции: мы ведь не адвентисты, чтобы чтить субботу, – у нас есть воскресенье; человек есть господин субботы; и вообще, постановления Ветхого Завета не обязательны для людей Нового Завета. Но эти оправдания нашей постоянной суеты меркнут перед словами песнопения, которое поется в этот день: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».

Так что же это за день – Великая Суббота? Для себя я открыл его года четыре назад. Честно говоря, если бы на этот день не выпало Благовещение, я бы так и занимался своими обычными делами. Однако, «по долгу службы» нужно было быть в храме. И то, свидетелем чего я стал, потрясло меня на столько, что теперь у меня и мысли нет в этот день заняться чем-то другим. Поэтому ниже я попытаюсь поделиться с вами, дорогие читатели, некоторыми соображениями по данному поводу.

Великая Суббота — единственная постовая суббота в году и одновременно – канун Светлого Христова Воскресения. В связи с этим, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, погребальные, так и праздничные, пасхальные мотивы. Однако, после бурных событий Страстной седмицы – предательства одного из ближайших двенадцати учеников, установления таинства Евхаристии, гефсиманского моления о Чаше, нечеловеческих пыток и крестной смерти Спасителя, – этот день, на первый взгляд, никакими происшествиями не выделяется. «Свершилось!» (Ин. 19:30) – наверное, единственное слово, которое занимает мысли каждого христианина, так же, как и мысли учеников Христа, которое сидели в этот день «дверем затворенным…страха ради иудейска» (Ин. 20:19). Как часто бывает, после какого-то важного переломного события в нашей жизни мы заново начинаем переосмысливать то, что с нами произошло. Точно также и в этот день Святая Церковь переосмысливает то, что произошло с человечеством от начала веков.

В центре храма стоит гробница с плащаницей Спасителя, и перед почившим Богом начинается чтение пятнадцати паремий — избранных мест из книг Ветхого Завета. Повествование идет от начала времен, когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Тогда Господь, отделяя свет от тьмы, начал творить наш видимый мир, который «хорош весьма» (Быт. 1:31), а в шестой день сотворил человека по образу Своему, ради которого и сошел на землю претерпеть страдания. В этом богослужении перед нами проходит вся священная история Ветхого и Нового Заветов, становится понятным смысл всех тех прошедших событий именно в контексте грядущего Воскресения. Ветхозаветная пасха – прообраз новозаветной жертвы: как кровь пасхального агнца спасла еврейских первенцев от истребляющего ангела, так и Христос Своею Кровью избавил христиан от смерти и тления; как Иона пробыл три дня во чреве кита, так и Господь тридневно почил во гробе. Переход сынов Израилевых через Чермное (Красное) море из Египта, «дома рабства», прообразует освобождение всех верующих от рабства греху. Поэтому христиане сливаются в один голос с ветхозаветными евреями в благодарственной песни: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника ввергнул в море» (Исх. 15:1), «славно бо прославился». Этот торжествующий гимн победы, облеченный в диалог чтеца и хора, поется при полном свете и открытых царских вратах, что особо подчеркивает важность момента.

Далее продолжается воспоминание важнейших событий в цепочке спасения рода человеческого. Среди них – жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, символический образ крестной жертвы Сына Божьего. Подобно Исааку, Христос принёс Себя в жертву, покоряясь воле Отца. И как жертвоприношение Авраама принесло благословение на всех его потомков по плоти, то есть на ветхозаветную Церковь, так крестная жертва принесла благословение Божие всем потомкам Авраама по вере — новозаветной Церкви. Подтверждая владычество Господа над смертью, вспоминается воскрешение пророком Илией сына сарептской вдовы и его учеником Елисеем умершего сына сонамитянки. Изображая народ в ожидании Мессии, приводятся слова Исаии о скорби стеснённых и преследуемых иудеев, их молитва об избавлении; пророчество Иеремии о заключении Нового Завета между Богом и Его народом, которое исполнилось благодаря смерти и воскресению Христа. Особо отмечается история трёх отроков в печи огненной, любимый древними христианами сюжет, который часто встречается в катакомбной живописи, в изображениях на саркофагах. Избавление Богом трёх еврейских юношей от огня прообразует избавление Христом Своих верных от смерти и ада; таинственный Четвёртый, ходящий посреди огня, видом подобный Сыну Божию, знаменует Христа, победившего смерть и сошедшего за Своими верными даже в ад. Песнь трёх отроков, прообразующая вопль ветхозаветных праведников, заключенных в преисподней, является постоянной темой для седьмой и восьмой песен всех церковных канонов. В данном случае, она вновь поется при открытых царских вратах и полном свете, в ней снова сливаются в едином порыве голоса чтеца и хора, возглашающих хвалебную песнь «Господа пойте и превозносите Его во веки». Несколько раз в ходе богослужения слышны пророчества Исаии и Софонии о грядущей славе Нового Иерусалима – новозаветной Церкви, Невесты Христовой: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (Соф. 3:14-15).

Символичность Великой Субботы заключается в том, что как Господь в седьмой день почил от своих трудов после творения мира, так и Христос почил в нее после своих крестных страданий. И как ветхий Адам уснул и из его ребра Господь создал ему жену Еву, так и Новый Адам почил, а из Его прободенного ребра явилась непорочная Невеста – Святая Церковь. Этот субботний покой виден и в Евангелии, в котором после детального описания страстей Христовых следует полное безмолвие. Именно в Великую Субботу происходит схождение Спасителя во ад, изображение которого стало каноном для иконы Воскресения. Церковь же, предвосхищая это радостное событие, поет: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши (т.е. воцаришься) во всех языцех» (Пс. 81:8), вторя стихам чтеца. Особо западают в душу слова, сказанные нам Богом через пророка: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете» (Пс. 81:6-7). То есть, каждый христианин призван Господом обожиться, стать богом по благодати в таинстве Причастия. Во время пения этого праздничного гимна священнослужители в алтаре облачаются в белые ризы. Особенностью богослужения в этот день является и то, что на входах с Евангелием и Святыми Дарами церковная процессия обходит вокруг плащаницы, что сразу же мысленно переносит в Иерусалим ко Гробу Господнему, где в такие моменты священнослужители проходят крестным ходом вокруг Кувуклии. У нас же такое происходит раз в год! О выделении Великой Субботы из ряда других дней в году свидетельствует также чудо благодатного огня, который именно в этот день сходит на Гробе Господнем в руки Иерусалимского патриарха.

Итак, духовным центром Вселенной в каждом храме становится гробница Того, Кто был изначала и стал Причиной всего: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). Эти слова позже прозвучат в пасхальном евангелии на всенощной. И понимая произошедшее от начала веков, невольно на ум приходит фраза Символа веры «нас ради человек и нашего ради спасения Сшедшаго с Небес».

Я никоим образом не призываю вас, дорогие читатели, бойкотировать приготовления к празднику, ведь к сретению Жениха должны быть готовы и душа, и тело. Просто хотелось бы, чтобы в суете этого дня мы нашли минутку для мысленного вознесения от мирских забот. Помните, что Господь принимает трудившихся всего лишь один час так же, как и тех, кто работал целый день.

Наконец хотелось бы выделить еще один момент этого субботнего дня. Перед усопшими мирянами принято читать псалтырь, перед священнослужителями — Евангелие, а перед почившим Спасителем уже накануне пасхальной полунощницы читается Деяния святых апостолов. Почему? И здесь мы снова возвращаемся к самому началу: Господь после Своей крестной смерти, воскресения и вознесения не поставил жирную точку на всем, что ни есть в этом мире. Ведь цель его прихода в мир не конец вселенной, а создание нового человечества, которое началось сразу же со дня Пятидесятницы, а Деяния апостолов — это первая хроника истории нового бытия людей в живом Теле Христовом. И эта хроника читается перед Кувуклией (усыпальницей, опочивальней) Того, Кто вновь стал Источником полноты преображенной жизни. Протестанты говорят, что Христос оставил людям после Себя Евангелие — некий сборник воспоминаний об Иисусе; католики утверждают, что на земле Он оставил Своего наместника — Римского папу; православные же верят, что Христос оставил нам Самого Себя, по своему неложному обетованию: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). И дай Бог всем нам среди пасхальной радости «Христос воскресе» ощутить еще и вечную радость богообщения «Христос посреди нас»!

 

Божко Алексей, студент Киевской духовной семинарии,

член Православного молодежного братства, имени святителя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого

 


Опубликовано:
Божко А. День покоя // Свеча. – 2011. – № 2. – апрель. – С. 3 – 4.

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Выставка к юбилею Криворожской епархии