Организационно-методические основы деятельности Воскресной школы (из опыта ордена преподобного Нестора Летописца Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Кривой Рог)

Алексей Алексеевич Божко

Киевская духовная академия и семинария 

 

Современная практика крещения человека в детском возрасте предполагает его дальнейшее воспитание родителями и восприемниками в христианском духе. Однако на практике выходит так, что взрослые, не имеющие навыков церковной жизни и соответствующих знаний, не в состоянии взрастить православного христианина. Поэтому приходы должны брать катехизическо-воспитательную работу с подрастающим поколением на себя. В данной статье мы рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, организационно-методические основы деятельности Воскресной школы исходя из опыта 20-летней работы Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Кривой Рог, отмеченной Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины орденом преподобного Нестора Летописца. На сегодня она насчитывает более 150 воспитанников, преподавание ведется 14 педагогами с высшим педагогическим образованием. 

Итак, начало деятельности Воскресной школы на приходе не следует отлагать до более благоприятных времен, например, до времени окончания строительства храма. Наоборот, вместе с созиданием стен рукотворного храма должны созидаться и души человеческие. В таком подходе есть довольно практичный элемент — вновь построенный храм станет наполненным молодыми прихожанами, от которых будет зависеть судьба прихода в будущем. К примеру, занятия в Воскресной школе при храме Рождества Пресвятой Богородицы начались в 1991 году вместе с восстановлением самого храма. Настоятель иерей Анатолий Рыженко на первом занятии, проходившем в заваленной строительным мусором церкви, раздал собравшимся ребятам нательные крестики и научил их молитве «Отче наш». Сегодня же, каждое воскресенье к Таинству Причастия подходит более 80 человек, из которых большая часть — дети (не считая Великий пост).

Для проведения занятий Закона Божия, особенно на начальном этапе, может пригодиться любое помещение, а в теплое время года лучше всего заниматься на улице. В нашей Воскресной школе до постройки большого духовно-просветительского центра уроки проходили везде — во дворе храма, в котельной, трапезной, колокольне, сестринской, комнате священника, маленьких проходных помещениях, однако занятия никогда не прекращались. Несколько раз озвучивалась идея распустить Воскресную школу на год-два до окончания строительства нового здания, однако от нее отказались, потому что связь с ребятами была бы полностью утрачена, и Воскресную школу пришлось бы набирать с нуля. И наоборот, временные бытовые неудобства еще больше укрепили и педагогический коллектив, и самих ребят, сплотили их и научили ценить те условия, в которых теперь они могут заниматься.

Коснувшись бытовых вопросов, перейдем к главному — цели, которая должна стоять перед Воскресной школой и направлять всю ее деятельность. А она совершенно практическая, хотя, возможно, не всеми осознается в полной мере. Это — воцерковление ребенка, воспитание из него сознательного православного христианина, приобщение его к жизни Церкви и привитие ему тех ценностей, которыми живет Церковь. Она может реализовываться различными средствами — через интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание, средствами музыкально-хорового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, различных кружков. Однако, не стоит забывать, что цель Воскресной школы не общее развитие детей, не воспитание патриотизма (который вполне может выступить как средство) и т. д. Очень важно во время учебно-воспитательного процесса не уйти в сторону от главной цели, не увлечься разносторонней деятельностью и не подменить ею основную задачу. Поэтому в нашей Воскресной школе речь всегда идет о том, что дети должны обязательно присутствовать на богослужении (маленькие могут уйти пораньше по благословению настоятеля). Воскресная школа — не клуб по интересам. Главный урок в ней — это Божественная Литургия и проповедь настоятеля. Сообразно с этим, исходя из целей и задач Воскресной школы, не смотря на различие направлений, видов и форм деятельности, Закон Божий является для всех обязательным предметом, остальные занятия дети выбирают сами согласно своим интересам и увлечениям.

Преподавание в Воскресной школе при храме Рождества Пресвятой Богородицы сегодня осуществляют 14 учителей с высшим педагогическим образованием. Конечно же, все начиналось с настоятеля, но поскольку на его плечи ложилось восстановление храма и множество других пастырских забот, к проведению занятий стали подключаться его духовные чада — активные прихожане, готовые пожертвовать своим временем и желающие послужить на благо Церкви. Уровень богословских познаний каждого из них — разный, у каждого свой педагогический опыт, нередко связанный с теми предметами, которые они преподают в общеобразовательной школе (не всегда гуманитарные). Поэтому преподавание имеет индивидуальные черты, педагоги сами составляют учебную программу, в которой учитывают возрастные особенности своего класса, уровень восприятия и знаний учащихся. Единых стандартов для Воскресных школ нет. Такая система дает возможность реализоваться и творческому потенциалу самих педагогов. Однако, со временем, когда в школе начало обучаться вес большее количество детей, все-таки возникла необходимость установить общий минимум знаний. Это необходимо, к примеру, для перевода детей из подготовительной группы в 1 класс. Также педагоги могут спокойно подменять друг друга, не нарушая годового плана занятий. Таким образом, формировать общую учебную систему Воскресной школы все-таки есть смысл.

В учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения встает вопрос оценивания знаний. По началу, педагоги нашей Воскресной школы боялись оценивать учеников, потому что знания и духовная жизнь — разные понятия, которые не всегда совместимы между собой. Кроме того, преподаватели, которые сами не имеют специального богословского образования, не решались на такой шаг. Однако опыт показал, что проводить промежуточный и итоговый контроль знаний все-таки необходимо. Делать это можно на уроках в форме кроссвордов, ребусов, ролевых игр и т. д. Кроме того, при выпуске с Воскресной школы (обучение Закону Божию проходит в подготовительной группе и 4 классах) оказалось уместным введение экзаменов. В билете, как правило, задается 3 вопроса — по Ветхому и Новому Завету и знание молитвы. Для поощрения учащихся во время Никольских и Рождественских утренников раздаются сладкие подарки, на выпускном утреннике самые прилежные ученики награждаются грамотами настоятеля с его подписью и печатью храма. Очень важно, что ученик может видимым образом ощутить результат своих трудов. Кроме этого, выпускники Воскресной школы получают свидетельство об ее окончании, которое потом может пригодиться в дальнейшем духовном образовании.

Как было обозначено выше, цель Воскресной школы — воцерковление ребенка. Опыт работы свидетельствует, что воцерковлять его лучше всего через клирос (пение и чтение), а также служение в алтаре. Тогда у детей появляется возможность практически поучаствовать в богослужении, вникнуть в происходящее в храме, проследить структуру службы. Кроме этого формируется устойчивый познавательный интерес, желание углубиться и узнать больше на уроках Закона Божия и самостоятельно.

Поскольку именно богослужение стало центром жизни Воскресной школы, то даже во время каникул (Рождественские, Пасхальные и летние) воспитанники продолжали приходить в храм, не смотря на то, что живут в различных концах города. И благодаря тому, что за учебное время успел сложиться дружный коллектив, — ребятам не хотелось сразу расходиться после службы. Поэтому после целования креста стали проводиться совместное душеполезное чтение, походы на природу, различные экскурсии. Так сложился беспрерывный цикл обучения.

Не желая расставаться с Воскресной школой и храмом после окончания 4 класса, многие выпускники по второму и третьему разу проходили курс обучения в школе. Однако не у всех было такое желание. Некоторые ребята, окончив Воскресную школу, переставали ходить в храм. Поэтому, чтобы удержать воспитанников при церкви и реализовывать новые проекты на приходе, можно и даже необходимо создавать молодежное братство: ребят нужно занять чем-то в церковной ограде. Это может быть пение и чтение на клиросе, прислуживание в алтаре, выполнение различных послушаний по храму, проведение экологических акций, флэш-мобов, благотворительных концертов, различных спектаклей и литературно-музыкальных вечеров, творческих встреч, издательство приходской газеты, организация футбольной команды и т. д. Ребята должны чувствовать социальную значимость своей работы и одобрение ее окружающими, что укрепит их в занимаемой ими активной жизненной позиции и даст возможность выплеснуть подростковую энергию в конструктивное русло. Для выпускников и желающих в Воскресной школе могут вводиться новые предметы — основы православной культуры, церковное краеведение, церковно-славянский язык и др.

Из-за того, что в Воскресной школе при храме Рождества Пресвятой Богородицы преподается много предметов и действуют различные кружки, которые начинают свою работу только после богослужения, возник вопрос питания детей. Он весьма немаловажен для эффективной учебно-воспитательной работы, ведь если отпустить детей домой для обеда и назначить занятие не сразу после богослужения, то есть опасность того, что дети назад просто не соберутся. Поэтому возникла необходимость кормить воспитанников. По началу, учащимся раздавали конфеты и печенья с панихидного стола и поили компотом, потом стали кормить горячим обедом детский хор, который пел за богослужением, а на данный момент в трапезной кормят всю Воскресную школу. Это дает возможность заниматься на уроках и в кружках не отвлекаюсь и не прерываясь. В связи с упомянутыми причинами, возникает также необходимость организовать родителей для дежурства и помощи на кухне, уборки классов и т. д. Примечательно то обстоятельство, что нередко именно через детей родители приходят в храм. Специально для них стоит периодически организовывать родительские собрания, конференции или собеседования. В беседе с родителями нужно делать акцент на позитивных моментах, указывать на положительные сдвиги в поведении ребенка и т. д.

Вместе с необходимостью воцерковления и воспитания детей в рамках православной традиции, важно не перегнуть палку чрезмерной строгостью. Необходимо организовывать совместный досуг ребят, чаепития и проч. Такое времяпрепровождение может восприниматься ребятами как развлечение, лакомство, возможность отвлечься и неформально пообщаться со своими верующими сверстниками на общие интересующие темы. Однако, для дела воцерковления этот фактор является одним из ключевых: когда у ребенка возникает потребность прийти в храм если и не по церковным мотивам, а по чисто психологическим, то он все же остается в церковной ограде. Его удерживает здесь не только посещение кружков, как увлечение и хобби, но еще и непосредственное общение с ребятами. У подростка, таким образом, формируется душевная (психологическая), а на ее базе и духовная (собственно религиозная) потребность пребывать в храме, а также интуитивное ощущение и, со временем, понимание того, что церковная жизнь не ограничивается богослужением — она гораздо шире, она не тормозит развитие его личности, а наоборот, дает возможности для еще большей самореализации.

Воцерковление и сплочение воспитанников во многом осуществляется через неформальное общение и совместные проекты. Лучше всего с этой целью организовывать паломничества по монастырям и святым местам. Начать можно хотя бы с поездок по приходам своей епархии. Паломничества создают прекрасный воспитательный эффект: содействую расширению кругозора учащихся, стают живой возможностью приобщить детей к подлинной церковности, помогают им окунуться в многообразный и в тоже время единый мир православной традиции, а также формируют у них понимания того, что храмов много, а Церковь — одна — Свята, Соборная и Апостольская.

Важной чертой деятельности Воскресной школы является формирование референтной группы сверстников, когда мнение именно церковной среды становится важным для подростка. Необходимо, чтобы дети  возрастали в среде единомышленников, где отношения строятся на доверии, взаимопонимании, взаимопомощи и братской любви, в которой можно не боясь исповедовать свои взгляды, рассчитывая на поддержку и участие. Для каждого человека характерно компенсаторное поведение. Поэтому, если чего-то не хватает в общении или отношениях в светской среде, отчасти на религиозной почве, нужно создать соответствующую альтернативу в церковной ограде. Если чего-то нельзя по религиозным мотивам, нужно предложить что-то взамен.

В этой связи руководители и преподаватели должны пытаться создать атмосферу, в которой ребенок был бы готов всесторонне раскрыться, знал, что любое его предложение будет воспринято всерьез, рассмотрено со вниманием и учтено. В коллективе должна царить атмосфера доверия и партнерства. Конечно, это требует от руководителей определенной степени жертвенности, но каждый, кто берется за дело воспитания детей в церковной ограде, должен понимать, что это труды во славу Божию и для спасения собственной души.

Немаловажным является и совместный отдых учащихся Воскресной школы летом, который является прекрасной возможностью приобрести навык общежития в христианском духе и на практике реализовать то, что изучается на теории в течении года. Зачастую, воспитательное воздействие совместного проживания вдали от дома в православном коллективе, в условиях быта, согласованного с церковными нормами, сильнее, чем уроки Закона Божия в Воскресной школе. Одновременно, такой отдых стимулирует желание и по возвращении домой не терять тонус духовной жизни.

Следует подчеркнуть, что вся деятельность Воскресной школы должна проходить по благословению настоятеля храма. Его духовное водительство помогает избежать ошибок в отношениях с детьми и их родителями, выйти из сложных ситуаций и конфликтов, когда уже педагогические приемы преподавателей не имеют ожидаемого эффекта. В коллективе преподавателей и учеников должна сложиться и система «быстрого реагирования» в экстренных ситуациях: практика чтения согласительной молитвы во время болезни или других несчастных случаев друг друга, что позволяет ощутить духовную поддержку ближнего и почувствовать себя единым церковным организмом. Преподавателю также следует всячески подвигать детей к исповеди и причастию, и самому служить для них примером в этом деле. Ведь именно через таинства человек становится членом Церкви.

Напоследок стоит заметить, что Воскресная школа должна постоянно жить жизнью прихода, а не быть элитарной «сектой», особенно когда начинает достигать видимых успехов, чтобы не вызывать нареканий со стороны прихожан. Нужно не забывать, что ее деятельность осуществляется за счет прихода, поэтому необходимо сделать так, чтобы ученики чувствовали себя частью одного большого целого, а не закрытой корпорации.

Подводя итог, вернемся к главному. Цель Воскресной школы — воцерковить ребенка. Поэтому, результатом ее деятельности должна быть не столько определенная сумма знаний выпускника о Боге и Церкви, сколько жажда жить Богом и в Церкви, а также необходимые компетенции — умение и навык действовать в сложившейся жизненной ситуации исходя из понятий о христианских добродетелях и следуя заповедям Божиим.

 

Материал Международной научной конференции «Христианство и общество (к 1700-летию Миланского эдикта)» 17 мая 2013 года в г. Барановичи, Республика Беларусь 

 

Опубликовано: 

Божко А. А. Организационно-методические основы деятельности Воскресной школы (из опыта ордена преподобного Нестора Летописца Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. Кривой Рог) // Христианство и общество (к 1700-летию Миланского эдикта) [Текст]: материалы Междунар. науч. конф., 17 мая 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), А. В. Демидович (отв. ред.), З. Н. Козлова [и др.]. — Барановичи: РИО БарГУ, 2013. — С. 25 — 28. 

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Детская воскресная школа В храме Рождества Пресвятой Богородицы состоялся утренник, посвященный окончанию учебного года