Герб Криворожской епархии: богословско-исторический анализ

Иеродиакон Митрофан (Божко)

В 2016 году Криворожская епархия Украинской Православной Церкви торжественно отмечает 20-летний юбилей своего существования. Она была образована решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 27 июля 1996 года (Журнал №31) путем выделения из состава Днепропетровской епархии правобережных городов и районов Днепропетровской области. Правящему архиерею был определен титул «Криворожский и Никопольский», а 12 сентября того же года решением Священного Синода (Журнал №37) им был назначен Преосвященный епископ Ефрем (Кицай).

Епархия – это церковная область, охватывающая монастыри и приходы определенного региона. Как административная структура, имеющая свою каноническую юрисдикцию, она обладает и таким отличительным знаком как герб. Герб – это эмблема, которая указывает на своего владельца и характеризирует его. Сфера его применения – публичная, церемониальная. Он используется на епархиальных посланиях, архиерейских грамотах, указах, в оформлении конвертов и прочих канцелярских принадлежностей, указывая адресату на отправителя.

В Криворожской епархии герб впервые был употреблен в Рождественском послании 2001 года. До этого в качестве епархиальной эмблемы использовалась монограмма правящего архиерея - «ЕЕ» («епископ Ефрем») или силуэтное изображение Спасо-Преображенского кафедрального собора. Идея создания герба, его символического и композиционного содержания всецело принадлежит владыке Ефрему. Великий юбилей 2000-летия Рождества Христова, широко отмечаемый во всем христианском мире, послужил вдохновением на многие свершения, дав возможность выявить и продемонстрировать потенциал Православной Церкви после десятилетий безбожия. В этом смысле герб Криворожской епархии стал символом духовного возрождения и обновления края. Он сочетал в себе древнехристианские символы вместе с элементами, характерными для современности, что подчеркивает духовную преемственность поколений, восходящую к апостольским временам. Таким образом, 2000 год стал годом работы над созданием криворожского епархиального герба. Идея правящего архиерея была воплощена в жизнь художником-дизайнером Сергеем Николаевичем Василигой, позже в ее окончательном графическом оформлении приняла участие художник-иконописец Елена Крыленко. В современном виде герб появился в Рождественском послании 2009 года и с того времени неизменно используется до сих пор.

Приступая к богословскому и историческому анализу епархиального герба, начнем с его геральдического описания. На рассеченном испанском щите в зелено-червленом поле в центре изображен град у подножия горы, на вершине которой возвышается Голгофа. Над градом парит орел, справа от него – трикирий, слева – дикирий. Щит помещен в барочный картуш и увенчан архиерейской митрой. За щитом – скрещенные крест и архиерейский жезл в сулке.

Первое, что обращает внимание при взгляде на герб Криворожской епархии, это его щит. Форма щита, его деление и цветовое поле, а также картуш, взятые в своей совокупности за основу епархиального символа, заимствованы из герба города Кривого Рога, утвержденного в 1998 году. Такое заимствование не случайно: оно служит указанием на то, что Кривой Рог является кафедральным городом епархии, то есть столицей церковной области, которая носит его имя.

Композиция, расположенная в центре щита, состоит из двух самостоятельных церковных символов – орлеца и Голгофы. Орлец – небольшой круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Это элемент православного богослужения архиерейским чином. Орлец постилается под ноги архиерею в местах, где он останавливается для совершения священнодействий. Его духовный смысл состоит в указании, прежде всего, на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана. Становясь повсюду на орлец, епископ все время как бы покоится на орле, орел символически носит его на себе. Употребленный в гербе епархии этот элемент приобретает несколько другие коннотации. Здесь орел, парящий над городом, символизирует возвышенность над мирской суетой и повседневностью, высоту богопознания и богообщения. Он выражает духовное устремление жителей земного города к Небесному Граду. В то же время, орел остается символом правящего архиерея, который собирает под свои крылья вверенных ему духовных чад, оберегая их духовный покой от всяких ересей и церковных нестроений. В связи с этим приходят на ум слова псалмопевца Давида: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен» (Пс. 90:3–4). Эти слова обращены к Богу, но в данном случае применимы к архиерею, как ангелу своей Церкви, потому что он предстоит пред престолом Божиим за свой народ и возвещает ему глаголы вечной жизни. Такое именование епископов, характерное для раннехристианской эпохи, зафиксировано в Откровении Иоанна Богослова (см. Откр. 2:1,8,12,18; 3:1,7,14).

Достоин особого внимания и образ города, над которым парит орел. В гербе мы видим не условное изображение града, а конкретное указание на Кривой Рог. В центре узнается Спасо-Преображенский собор – кафедральный храм Криворожской епархии. В свою очередь он окружен не абстрактными домами жителей города, а промышленными предприятиями, силуэты которых знакомы криворожанам. Справа в очертании видна доменная печь, явно указывая на металлургический комбинат «Криворожсталь», слева – копры шахт и терриконы. Ближе всего к собору находится шахта «Артем–1», что подсказывает даже географическое положение кафедрального храма епархии (в районе, который называют в народе Артем). Таким образом, в символике герба четко прослеживается идея города рабочих, которые живут, однако, духовными устремлениями и порывами.

Силуэт города расположен на фоне горы – образ, также характерный для криворожского ландшафта. Это терриконы. Но, в данном случае, террикон служит подножием, основанием для следующей композиции герба – Голгофы. На вершине горы находятся орудия казни Спасителя: крест, копие и губка с надписью «Иисус Христос – Ника», то есть победитель. Взирая на эту победную композицию, хочется воскликнуть словами пророка Давида: «Господь воцарися!» (Пс. 92:1). Через страдание и смерть Христос вошел в Свою Божественную славу, победив грех, смерть и диавола, и воцарился над миром, соединив в Себе все человечество и принеся ему избавление. Но приведенные слова Давида можно отнести и к духовному возрождению криворожского региона. Через обращение людей к Богу, Господь воцарился и в нашем городе. И как воздвижением Креста при равноапостольных Константине и Елене закончилась эра гонения на христиан и началось торжество Церкви, так Голгофой, т.е. через страдания, украинский народ и Украинская Церковь пришли к своему духовному торжеству.

Но Крест на вершине горы это не только символ торжества, но и символ искупления. В композиции Голгофы у подножия креста обычно изображается глава прародителя Адама, грех которого был омыт Христовой Кровью. Но здесь у подножия креста находится изображение Кривого Рога и символически – всей епархии. То есть плоды крестной искупительной жертвы должны быть усвоены жителями града, поскольку все призваны к Источнику бессмертия – евхаристической чаше. Неспроста прямо под крестом находится изображение храма – места совершения Божественной Литургии. Именно отсюда благодатные дары Святого Духа преподаются всем верующим во Христа. 

Третьим элементом герба являются трикирий и дикирий – трисвечник и двусвечник, которыми епископ благословляет народ во время богослужения. Они символизируют троичность Бога и две природы Иисуса Христа. Их свет изображает присутствие Божие среди Своего народа. Именно со света начинается творение мира в первый день: он стал началом жизни во Вселенной. Но истинный свет – это Сын Божий, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). В другом месте Христос уже Сам говорит о Себе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Именно этот Божественный свет жизни освящает и пронизывает жителей города, призывая их отбросить дела тьмы и указывая путь к Небесному Царству.

Однако свет, применяемый по отношению к Богу, относится также и к людям. Господь во время Нагорной проповеди сказал Своим ученикам: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14–16). Эти слова относятся ко всем христианам, чтобы они были светом для мира, образцом для всех, примером, на который необходимо равняться. И, конечно, еще в большей степени эти слова относятся к епископу. Фрагмент именно этой цитаты произносится на архиерейском богослужении при выносе трикирия и дикирия владыке, который осеняет ими народ.

Примечательно, что на гербе свет свечей находится на уровне Голгофы, как бы указывая на свой Божественный источник. В то же время, рукояти трикирия и дикирия находятся на уровне орла. Его крылья словно тянутся к ним, чтобы преподать людям святительское благословение. Таким образом, свет Христов, который просвещает всех, сходит к граду через архиерея. Обращает внимание и то, что орел находится между Крестом и собором. Здесь заключается идея того, что плоды голгофской жертвы в церковных таинствах также преподаются верующим из рук епископа. В этой связи показательно древнерусское название епископского сана – святитель, то есть человек, который святит, через которого исходит освящение (сравним: правитель, строитель и т.п.). Архиерей, преемник апостолов, является еще и литургическим образом Великого Архиерея Христа.

Рассмотрев содержание щита криворожского епархиального герба, не можем обойти вниманием одну немаловажную деталь. А именно: герб Криворожской епархии сочетает в себе элементы всех гербов Кривого Рога, которые существовали в его истории. О связях с городским гербом 1998 года уже шла речь выше. С гербом 1912 года, который был принят земским собранием, но не утвержден официально, епархиальный герб роднит гора, у подножия которой расположен град, и Голгофа на ее вершине. На дореволюционном гербе видим такую же гору и характерную композицию из трех крестов. Здесь также присутствует лампа, используемая при подземных работах, что имеет общее с символикой света в гербе епархии и наталкивает мысль на евангельский стих: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). На городском гербе 1972 года видим те же элементы, которые использованы в епархиальном при изображении града, – шахтные копры с рудными конусами и доменная печь. Таким образом, герб Криворожской епархии – уникальный в своем роде пример органичного сочетания церковной и муниципальной символики, который отражает глубокое духовное содержание и историческую преемственность времен. Примечательно, что все городские гербы, изображающие промышленный характер города, сходятся в епархиальном, словно символизируя то, что металлургические предприятия – это тело Кривого Рога, а Церковь – его душа.

Герб Криворожской епархии помещен в картуш, характерный для эпохи украинского барокко, что подчеркивает казацкую принадлежность региона. За ним расположены скрещенные крест и архиерейский жезл в сулке. О символике креста нет нужды говорить подробно, что же касается жезла, то он является символом архипастырского служения епископа. Ведь архиерей – это пастырь словесного стада Христова, который пасет его в церковной ограде и сохраняет от нападения хищных волков. Жезл является опорой епископа, готового водить врученное ему стадо по лугу духовному, странствовать, посещая разрозненные общины и приводя их к единству, собирать отбившихся и находить заблудших овец.

В своем навершии архиерейский жезл увенчивается крестом и перекладиной в виде двух змей, взаимно обращенных друг к другу. Это означает мудрое управление паствой. Обращаясь к апостолам, Господь наставлял: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Мудрость змии проявляется в изворотливости, архиерея – в гибкости, умении находить взвешенное решение, исходя из сложившихся обстоятельств. Главное – привести ко Христу, как и видно в композиции жезла. О том же говорит и апостол Павел: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20–22). Кроме того, мудрость змеи проявляется в том, что она всегда подставляет под удар противника свое тело, лишь бы сберечь голову. Так и в Церкви – тело (количество храмов, имущество и т.п.) отрастет, лишь бы была соблюдена Глава – Христос и правая вера в Него. В этом и заключается мудрость архиерейского управления.

В заключение заметим, что жезл на гербе Криворожской епархии облачен в сулок – специальный плат, защищающий в зиму руку епископа от мороза (необходимость в нем возникла только на Руси). Сегодня он является указанием на епархиальный статус архиерея, так как без сулка служит только Предстоятель – Патриарх или Митрополит.

Щит епархиального герба вместо традиционной короны увенчан архиерейской митрой. Это в который раз указывает на церковную принадлежность герба и на главу репрезентируемого им административного образования. В центре митры – изображение Покрова Пресвятой Богородицы, которое подчеркивает казацкие корни Криворожской епархии, расположенной в самом сердце казацкой вольницы. Заметим, что 5 из 8 Запорожских Сечей находились на территории, которая принадлежит сегодня юрисдикции правящего архиерея Криворожского и Никопольского.  Это Сечи: Томаковская (1564–1593), расположенная недалеко от города Марганец, Базавлукская (1593–1638) у села Грушевка Апостоловского района, Никитинская (1639–1652) в городе Никополь, Чортомлыкская (Старая) (1652–1709) возле села Капуловка Никопольского района, Подпольненская (Новая) (1734–1775) в Никопольском районе на месте затопленного села Покровское. Покров Пресвятой Богородицы, как символ всемогущего заступничества Божией Матери, был праздником у запорожских казаков. Ему был посвящен главный храм на Сечи, 14 октября собиралась Генеральная казацкая рада. И сегодня праздник Покрова – это День украинского казачества.

Рассматривая архиерейскую митру, венчающую епархиальный герб, можем заметить, что по бокам от Пресвятой Богородицы изображены первоверховные апостолы Петр и Павел, которые более других учеников Спасителя потрудились в проповеди Евангелия. В их лице мы видим простого рыбака и ученого мужа, последователя Христа и Его гонителя. Это указывает на то, что Слово Божие обращено в равной степени и к тем, и к другим, в небесной защите и помощи нуждаются и те, и другие. Православная Церковь, хотя и существует в определенную историческую эпоху и в конкретном пространстве, тем не менее универсальна. Здесь «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). В Церкви нет различий по национальному, культурному, социальному и иным признакам – все люди призваны к неотмирному единству, венец которого – Христос.

Итак, в гербе Криворожской епархии мы видим сочетание элементов, восходящих к древности, и отпечатки современности (что подчеркивает актуальность Божией благодати в наше время), гармонию церковной и светской символики, соединение небесного и земного, символичного и буквального, общего и конкретного. Перед нами не просто церковный герб Кривого Рога, но символ целой епархии, в котором прочитывается и принадлежность к кафедральному городу, и единство монастырей и приходов целого региона (представленного казацкой и промышленной тематикой) под святительским омофором правящего архиерея. 

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Исторические материалы Вознесенська церква Кривого Рогу (1904 – 1934): символ покоління