24 покаянные стихиры прп. Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского

В среду 5-ой седмицы Великого поста во всех храмах совершаются особые покаянные богослужения. Многим известно, что вечером совершается утреня, в народе получившая название «Мариино стояние». На этой службе целиком прочитываются Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского (на 1-ой седмице Великого поста он читается по частям, с понедельника по четверг) и житие преподобной Марии Египетской.

Однако мало кто знает, что в этот же день утром на Литургии Преждеосвященных Даров поются особые 24 покаянные стихиры по числу букв греческого алфавита – творение того же преподобного Андрея Критского. Каждая стихира заканчивается рефреном: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя»

Подробнее...

Памяти отца Михаила Пухальского (1868–1918)

***

Есть имена, чья вера так крепка,

Что не сотрут ее бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святыней нашего прихода.

 

Подробнее...

Крест Христов – древо жизни и лествица в небо

Иеродиакон Митрофан (Божко)

Проповедь в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры на Пассии 12 марта 2017 года 

 В имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

По-человечески невыносимо представить, что Богомладенец Христос измлада воспитывался и вскармливался Своей Пречистой Матерью, чтобы стать жертвенным Агнцем для заклания за грехи людей. Он Сам превечно знал это как Ангел Великого Совета (см. Ис. 9:6), знала это и Дева Мария, слагая все словеса о Сыне Своем в сердце Своем (см. Лк. 2:51). И вот прореченное Симеоном и многими другими ветхозаветными пророками и праведниками сбывается на Голгофе.

Подробнее...

Знамение тридневного погребения Христа

Иеродиакон Митрофан (Божко)

Проповедь в Академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в Великую Пятницу 29 апреля 2016 года на вынос Плащаницы

В имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Свершилось! (Ин. 19:30). Дело спасения рода человеческого произошло. Все то, к чему шла всемирная история, состоялось считанные минуты назад на наших с вами глазах. Сбылось обетование, данное человеку на заре истории Самим Богом: Семя Жены попрало главу змия (см. Быт. 3:15). Тогда в раю человек захотел стать богом, но без Бога. И после грехопадения, ничего не осознав, он ради достижения вечности строил себе пирамиды и мавзолеи, где бальзамировал свое тело. На пути к чаемому обожению человек не раз строил себе лестницу в небо, которая в глазах Всевышнего оказывалась всего лишь расшатанной стремянкой, наподобие Вавилонской башни. Хорошо сказал об этих самонадеянных потугах пророк Давид: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им (Пс. 2:4). Потому что никто не может взойти на небо, как только Сшедый с небесе (см. Ин. 3:13), никто не может преодолеть пропасть между тварью и Творцом, помимо Самого Творца. Человек, наделенный разумом, не понял этого, и самовольно оторвался от источника жизни, не только не достигнув своей цели, не уподобившись Богу, но наоборот – приложился скотом несмысленным и уподобился им (Пс. 48:20). 

Подробнее...

Время сугубой духовной брани

Иеродиакон Митрофан (Божко)

Проповедь в Академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры за Литургией Преждеосвященных Даров 27 февраля 2015 года

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Жизнь каждого христианина, его вхождение в Церковь начинается с оскорбления: мы бросаем вызов диаволу. «Дуни и плюни на него», – говорит священник в чинопоследовании таинства Крещения. И это действие, сделанный однажды выбор налагает определенный образ жизни на человека, ступившего, таким образом, на тропу войны. Именно поэтому все христиане называются воинами Христовыми, ведущими невидимую, но от того не менее реальную брань с врагом рода человеческого. Апостол Павел так и пишет: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Здесь, в поднебесной, мы находимся в окружении этих мироправителей, которые блокируют нам проход в Царство Небесное, гражданами которого все мы стали, родившись от воды и Духа. И наша первостепенная задача пробиться домой, вырваться из образовавшегося котла по пути, который указал нам Спаситель, говоря: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

Подробнее...


Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Культура Памяти отца Михаила Пухальского (1868–1918)