Сыч Юрий Петрович

Юрий Петрович Сыч родился 8 ноября 1923 года в городе Кривом Роге. Так случилось, что, записывая сына в ЗАГСе, отец не обратил внимания, что регистратор написала вместо правильной даты рождения – дату регистрации. Таким образом, Юрий Петрович праздновал свой день рождения дважды – еще и 25 ноября. И это хорошо, потому, что у него было так много друзей, что им не хватало одного дня, чтобы поздравить именинника. Когда была жива его супруга, (а она родилась 1 мая), то многие шутили, что Сычи даже родиться в праздники ухитрились.

В детстве Юра был очень подвижным и шустрым ребенком, часто шалил. Ему прощали все эти детские шалости, а, кроме того, Юру все очень любили и сильно жалели, ведь он еле выжил, переболев менингитом. Поэтому его особо не загружали никакой работой по дому, поручая все это младшей сестре. Юрий Петрович часто вспоминал, как водили их с сестрой Аллой (она на четыре года младше), на новогодние утренники в клуб «Пищевик» (сейчас дворец культуры криворожского хлебокомбината №1 «Радуга»). А перед этим маленький Юра учил разные стихи, а потом на утреннике его ставили на табурет (из-за маленького роста) и он их выразительно читал.

В четвертом классе Юрию пришла в голову гениальная идея – построить корабль и отправиться в дальнее путешествие. Ведь семья Сычей жила неподалеку от речки Ингулец. Решено – сделано. Были сделаны необходимые чертежи, и началось строительство. Друзья чем могли, помогали Сычу, и в итоге получилась добротная двухместная лодка, сделанная из хороших тщательно обструганных досок. Но паренька это ничуть не расстроило. Проведя на реке ходовые испытания, и высушив лодку, он потом ее покрасил в разные яркие цвета и всю разрисовал – одно слово художник. Она была чем-то очень похожа на настоящую байдарку, какие были у спортсменов. На этой лодке он с друзьями часто катался по рекам Ингулец и Саксагань. Без друзей нельзя было никак – ведь лодка получилась тяжелая и стояла она в общем коридоре их дома. Для того чтобы поплавать на ней ребята тащили ее к реке, а потом после катания несли обратно в коридор подъезда дома, где жили Сычи.

В годы фашистской оккупации они переехали в село Манас-Аул, где они и жили все годы войны в десяти километрах от города Буйнакска. Он дважды бежал на фронт, но его маленького и худенького пацана всякий раз ловили, снимали с поезда и отправляли к матери. А сколько попыток удрать в армию провалилось прямо в станице. Никто не верил, что ему уже есть восемнадцать лет. В конце концов, его побеги надоели военкому района, и он призвал Юрия Сыча на воинскую службу. Но, к большому сожалению юноши, в действующую армию его не отправили а, признав годным к нестроевой службе, оставили служить в военкомате, назначив начальником военно-учетного стола в одном из сел района. Не малую роль тут сыграл его каллиграфический почерк. Кроме того, его, опять же из-за красивого почерка, попросили быть заодно и секретарем сельского совета. Рядовому Сычу выдали старенький карабин и такой же револьвер «Наган». А еще в его распоряжение поступила, тоже негодная к строевой службе спокойная кобылка по имени Юрга. Однажды Юрий Петрович возвращался из какого-то села, в том районе немцы сбросили десант и Юргу убили. Она упала так удачно, что даже не придавила Сыча. Или, может быть, так произошло потому, что он маленький – снова все прошло удачно. Снова смерть его пощадила – он успел расстрелять все свои патроны, и тут подошла подмога.

За всю службу ему больше всего запомнился бой с немцами, которые, прорвав линию фронта, неожиданно совершили стремительный рейд в тыл наших войск. Чтобы закрыть тот неожиданный прорыв до подхода регулярных войск собрали всех, кто мог держать в руках оружие. Фашисты перли на пролом. И тут на их пути встал Сыч и его товарищи, работники военкомата, райкома и райисполкома, легко раненые солдаты из госпиталей, милиционеры и другие добровольцы. На протяжении нескольких часов шел бой с опытными немецкими вояками. Но фашистов победила несгибаемая наша воля, отвага, патриотизм. В том бою его всего лишь оцарапало шальной пулей – вот и все ранение. Снова смерть стороной прошла.

Он вырос на степных просторах бывшего Дикого поля и, может, поэтому больше всего любил зеленое бушевание нынешнего города, а на одной из своих последних выставок представил написанную маслом картину-мечту "Криворожская Швейцария". Там водопады и озерца, и солнечные брызги, и неумолимые в своем устремлении к небу стрелы фантастических фонтанов, купола церквей. Мастер будто навсегда перечеркивал этим воспоминание детства, довоенного Кривого Рога. Пыльного и, честно говоря, немного грязноватого, с его выгоревшей травкой на обочинах дорог. Совсем не случайно столько сил перед войной отдали криворожане закладыванию городских парков. Участие в их оборудовании принимал и комсомолец Юрий Сыч.

Все знали Сыча, как доброго и мягкого человека. Но это совсем не так. Он мог быть твердым и жестким и порой очень принципиальным в тех вопросах, которые касались архитектуры и дизайна. Он всегда, до конца отстаивал свое мнение, и сломить его волю и переубедить в том, в чем он считал себя правым, было невозможно. Юрий Петрович с раннего детства мечтал созидать, строить, проектировать. Альбомы тех времен пестрят его проектами. И его мечта сбылась – в начале пятидесятых он с отличием окончил Свердловский институт технического обучения и получил диплом архитектора. Говорить, как Сыч трудился – бессмысленно. Такого другого труженика в Кривом Роге не было и не скоро будет.

Еще чертежником "Кривбасспроекта" Юрий Петрович приобщался к вдохновенной работе целой когорты одаренных архитекторов, которыми так богат был послевоенный город. И его, Сыча, капля меда есть в поэтической мечте, осуществленной Василием Ивановичем Суманеевым – автором лодочной станции на Ингульце, которую не знает в Кривом Роге разве что совсем уж ленивый. За его неуемную энергию и активность товарищи избрали Юрия Петровича секретарем комсомольской организации «Кривбасспроекта». Когда встал вопрос об избрании редактора «Комсомольского прожектора» и редактора стенгазеты все единогласно выбрали Сыча, несмотря на его робкие попытки отказаться. Прибегая на обед, Юрий обязательно приводил с собой кого-то из друзей или сослуживцев и, несмотря на то, что время было нелегкое и голодное, когда все было по продуктовым карточкам, ухитрялся подкармливать друзей.
Юрий Петрович Сыч - член творческого союза архитекторов Украины, но очень мечтал вступить в союзы дизайнеров и художников Украины. К сожалению, эта его мечта не сбылась. Его бы приняли, было ведь за что. Больше художественных выставок различного уровня (около 250), чем провел их Сыч, не провел ни один криворожский художник. Пусть не все коллеги по перу считали удачными его работы маслом и акварели, но графика равного ему в среде художников нет, наверное, до сих пор.

Много домов, сооружений, парков, скверы восстановлены и построены в городе по его проектам - гостиница "Металлург", трест "Укргеология", институт "Гипрорудмаш", парк имени XX партсъезда и прочие. Своеобразным символом города стала лодочная станция на реке Ингулец, сооруженная по проекту Суманеева, при участии Млинарича и косвенном участии Сыча. Он вспоминал, как в начале пятидесятых они ходили вдоль берегов рек и выбирали место для уже готового совместного проекта. Кстати вместе с этими талантливыми архитекторами они разработали вышеназванные здания, а также дом напротив гостиницы «Металлург», в котором находится магазин «Рубин». То, что до начала нового столетия улица Карла Маркса (бывшая Почтовая) сохранила свой исторический облик – заслуга Сыча. Это уже в двадцать первом столетии архитектурный ансамбль самой старой улицы города испохабили.

Самоотверженная работа Юрия Петровича отмечена многими государственными наградами – орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, многими боевыми и трудовыми медалями, медалями ВДНХ УССР и Советского Союза, знаком исполкома городского совета "За заслуги перед городом", многими дипломами, почетными знаками и грамотами.

Юрий Сыч хорошо известен в городе и далеко за его пределами как талантливый архитектор и ценитель памятников архитектуры города, теряющего с годами свое индивидуальное «лицо» – это здания, украшавшие улицы, архитектурные ансамбли, парки и скверы. Его, Юрия Петровича, усилиями сохранены облики железнодорожного вокзала «Кривой Рог-главный» в Долгинцево (да и сам вокзал, который чуть не снесли), старых зданий на проспекте Карла Маркса и многие другие здания и сооружения. Бесценными историческими документами являются графические работы Юрия Сыча из серии «Старый город». Ведь большинства запечатленных построек давно нет, они снесены. Мы хорошо помним многие дома из тех, что нарисовал Сыч, так как выросли тоже в Центрально-Городском районе. На одной из его выставок известная поэтесса Софья Семеновна Учитель прочитала стихи посвященные Юрию Петровичу и его рисункам, сохранившим старину района. Многие просто плакали от этих проникающих в душу слов и от того, что мы не смогли сохранить, то лучшее, что у нас было. Как художник Юрий Петрович работал в технике акварели, масляной живописи, графики. Особое место в его творчестве занимают акварельные работы. Акварель, – она ведь создается на одном дыхании, ее нельзя качественно подправить, переписать заново, как живописное полотно. Среди массы его акварельных работ, пожалуй, наиболее широко известна в Украине и за ее пределами работа «Утро на Ингульце», отмеченная в 1978 году первой премией на Национальной выставке в Киеве. Юрий Петрович тонко чувствует акварель, у него все звучит, проникается музыкальным строем, все кажущееся внешним и случайным наполняется особенным смыслом, и поэтому печаль и радость души художника переливается на бумажный лист.

Умер Юрий Петрович 13 октября 2006 года и похоронен на одном из кладбищ Кривого Рога.
Творчество Юрия Петровича эта целая веха в культурной жизни города. В нем соединились воедино талант архитектора, художника, скульптора малых форм, ювелира и талант интересного человека.
Этот человек очень много сделал для сохранения неповторимого облика старого города. Он, как архитектор и художник понимал неповторимость исторических зданий, старался запечатлеть их в своих рисунках, показать гармонию и красоту, а главное - донести до современников важность сохранения наследия прошлых поколений. Ю. П. Сыч работал в области станковой живописи, графики, акварели.
Серия рисунков Ю. Сыча «Старый город» составляет художественную летопись Кривого Рога и является не только художественной, но и исторической ценностью. Его графика отразила архитектурную стройность каждого здания, перспективу и достоверность, сумела передать особую атмосферу патриархальности и лиричности. В каждой работе он находил тот особенный ракурс, с которого здание выглядело наиболее красивым. Художник останавливал свой взгляд на пластичности лепнины, ажурности чугунных решеток, витиеватой кирпичной кладке, красоте стоящих рядом деревьев, приглашая зрителя окунуться в атмосферу старины, истории, неповторимости. Эта серия состоит более чем из шестидесяти работ, самые знаменитые среди них: «Лодочная станция», «Дом Должанского», «Крылечко дома семьи Учитель», «Улица Почтовая», «Синагога», «Подвесной мост», «Наводнение 1937 года», Дом Мершавцева», «Покровская церковь», «Домик епархии», «Вокзал в Долгинцево», «Военкомат на улице Глинки».

В творчестве Юрия Петровича органично сочетались история и современность. В его графике присутствуют и новостройки, если они были удачными в архитектурном решении. Интерес к архитектурным памятникам старины он проявлял везде. Много путешествуя по Советскому Союзу, запечатлевал понравившееся здание, легко быстро - карандашом, иногда простой ручкой, а после создавал небольшие графические произведения с особенной тщательностью и лиричностью. Пребывая, в Свердловске, Сыч зарисовал внешний вид дома Ипатьевых, где находилась под арестом семья императора Николая ІІ, в Миргороде – знаменитый санаторий, на Кавказе - места, связанные с пребыванием М. Ю. Лермонтова и его трагической гибелью.

Интересны живописные работы Юрия Петровича, которые он писал в расцвете своих творческих сил. Это лирические пейзажи, портреты близких людей, натюрморты.

Пейзажи «Ночь на Черном море», «Осень на Карачунах», «Парус», «Гора Машук», «Река Чусовая», «Аллея в парке имени газеты «Правда», полны камерности, особого доверительного состояния. Не претендуя на звание художника, а, рисуя по зову сердца, Юрий Петрович, находил в тихих незаметных пейзажах особую гармонию тишины и воплощал на полотне молодую листву старых деревьев, шелест осенних листьев, неспешное течение воды. Он, прежде всего, стремился передать красоту мгновения, родного края в небольших фрагментах жизни: в изогнутой ветке дерева над рекой, в грациозном беге коня, в причудливости изгибов русла рек Ингульца и Саксагани. В Суханово были написаны живописные полотна «Подмосковье» и «Зима в Подмосковье». В полотнах великолепно подобрана палитра красок, передающее настроение, светлой печали уходящей осени, серебристо искрящего зимнего пейзажа, заснеженного леса.
Следует сказать, что в его работах всегда присутствовали глубокое знание перспективы, композиции, света и цвета, но их отличительной чертой были удивительная непосредственная радость и чистота восприятия даже от самого простого пейзажа или букета цветов («Астры»).

Юрий Петрович тонко чувствовал акварель, владел этой техникой в совершенстве. Все его работы построены на определенной колористической гамме. Если это туманное утро, то в акварели преобладает жемчужно-серая гамма, с легкими цветовыми пятнами черного, коричневого, серо-зеленого. В небольшом этюде «Перед грозой», он отдает предпочтение багряно-лиловым, коричневым тонам, несколькими цветовыми аккордами передавая грозное состояние природы. За великолепное владение этой техникой, акварель «Утро над Ингульцом», была отмечена первой премией на Национальной выставке в Киеве в 1978 году.

Но, безусловно, большой любовью Юрия Петровича всегда была архитектура. И в своих акварелях он любил изображать соединение архитектуры и природы. Многочисленные поездки по стране позволяли побывать в интересных местах, и он привозил целые серии акварельных листов, посвященных тому или иному городу («Рига», «Свердловск», «Суханово», «Дубровка», «В Миргороде», «Старый Свердловск», «Минская церковь», «Костел в Риге»).

В работах он часто применял две техники «акварель по мокрому» и акварель сухой кистью». Это позволяло мастеру соединить мягкость и объемность деревьев с точностью изображения архитектурных памятников. Образность, созвучность колорита, создают особую атмосферу старины, неповторимости, редкости. В простых формах соединялись красота текущего мгновения и вечности, где автор размышлял над вечными вопросами бытия.

Ю. П Сыч, не только запечатлевал прекрасное, но и украшал мир вокруг себя. Уютный дворик дома «Красной профессуры» был украшен его резными скульптурами: грибами, выросшими на месте пеньков, драконом, «Флорой».

Своеобразным символом города стала лодочная станция на реке Ингулец, сооруженная по проекту Суманеева и Млинарича, а вот место под нее доверили выбору Сыча, и то, что стоит она на этом месте, этим мы обязаны Юрию Петровичу.

Он занимался книжной графикой, придавая оформлению книг, много времени и старания. Одной из таких знаменитых книг стала энциклопедия «Криворожье». Рисунки Юрия Петровича можно встретить на страницах не только всех городских, но и многих украинских газет.

За годы жизни Ю. П. Сыч провел более шестидесяти персональных выставок в разных городах Советского Союза. Среди них: Ленинград, Москва, Харьков, Запорожье, Свердловск, Львов, Полтаву, Миргород, Умань, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Минск, Киев, Кривой Рог и многие другие. И все выставки имели прекрасные отзывы ценителей искусства.

Культура каждого города неразрывно связана с духовным наследием и людьми, которые его создавали и сохраняли. Одной из таких личностей, безусловно, был и остается Юрий Петрович Сыч, соединивший воедино талант и качество архитектора, художника, дизайнера, поэта, и патриота своего города.

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Культура Откуда есть пошла Земля Русская, или Камо грядеши?