Время сугубой духовной брани

Иеродиакон Митрофан (Божко)

Проповедь в Академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры за Литургией Преждеосвященных Даров 27 февраля 2015 года

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Жизнь каждого христианина, его вхождение в Церковь начинается с оскорбления: мы бросаем вызов диаволу. «Дуни и плюни на него», – говорит священник в чинопоследовании таинства Крещения. И это действие, сделанный однажды выбор налагает определенный образ жизни на человека, ступившего, таким образом, на тропу войны. Именно поэтому все христиане называются воинами Христовыми, ведущими невидимую, но от того не менее реальную брань с врагом рода человеческого. Апостол Павел так и пишет: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Здесь, в поднебесной, мы находимся в окружении этих мироправителей, которые блокируют нам проход в Царство Небесное, гражданами которого все мы стали, родившись от воды и Духа. И наша первостепенная задача пробиться домой, вырваться из образовавшегося котла по пути, который указал нам Спаситель, говоря: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

В течении года мы с переменным успехом ведем борьбу с духами злобы. Хотя, если честно, мы чаще всего сдаемся, даже не начав боя. Нам кажется, что если наш враг сильнее нас, то лучше сдаться сразу, чем болезненно терпеть поражение. Так мы повседневно капитулируем перед грехом. В известном произведении Оскара Уайльда один из персонажей так и говорит: «Единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему». И мы так и делаем, пытаясь изо всех сил оправдать себя. Но интересную мысль по этому поводу выражает Антуан де Сент-Экзюпери: «Искушение – это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух». Именно поэтому сегодня Православная Церковь, подвигая нас на духовную брань и напутствуя идти путем молитвы и поста, указанного Спасителем, обращается словами песнопения к нашей душе: «Востани, что спиши?».

Просыпаясь от духовного сна и становясь на путь борьбы с человекоубийцей от начала (Ин. 8:44), взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12:2), вспомним Его слова, обращенные к нам: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Прославляя эту победу, Церковь в воскресной стихире поет: «Победу имея, Христе, юже на ада, на крест восшел еси» и призывает нас идти тем же путем – путем самоограничения в эти особые дни Великого поста. Апостол Павел указывая на наше нынешнее состояние теплохладности говорит: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам (Евр. 12:4–5). Грех это болезнь в организме человека. Он похож на бородавку, которая выскакивает на нашем теле: она не присуща нашему организму, выглядит уродливо, является лишней и вредоносной. Но странное дело, когда ты начинаешь прижигать этот вирусный нарост, то течет твоя кровь и больно именно тебе. Борьба с грехом так и происходит – до крови и к этой боли в духовном сражении нужно быть готовым, помня об утешении, уготованном нам, и вооружаясь теми средствами, которые предлагает нам Церковь.

Приготовление христианина к бою происходит следующим образом: Станьте, – говорит апостол Павел, – препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14). Воин стягивает себя натуго поясом, чтобы крепче стоять в бою. Блаженный Феофилакт Болгарский видит в этом стягивании аскезу, утеснение себя, средство против греховного расслабления. По его словам, человек любострастный, то есть привязанный к наслаждениям, не может стоять прямо, страстный человек все время склоняется к предметам своих вожделений. Итак, приготовление к бою начинается с самоограничения: препоясание чресл с помощью поста – это приведение себя в боевую готовность, овладение духовной чувствительностью и мобильностью. Броней праведности, которая защищает нас от ран страстей, являются противоположные им добродетели.

Далее апостол дает советы воинам, которые помогут им сохранить жизнь на войне: Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:16–17). Удивительно, что стрелы лукавого способны угасить не наши подвиги, а наша вера. Может быть, это странно на первый взгляд, но на самом деле вера действенна не только как признание существования Божия, но как верность и доверие Ему. Если мы будем хранить верность Богу и доверять Ему, вверяя всего себя Его всеблагому промыслу, то ничто не сможет поколебать нас идти намеченным путем. Поэтому зная значение и силу веры, Господь пытается нас в ней укрепить: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9:23).

Обратим внимание, что апостол указывает христианам на шлем спасения. Этот шлем закрывает голову человека, то есть хранит его ум от страстных помыслов. Первоначальный грех Евы заключался в том, что она вступила в диалог с диаволом, сразу не прогнала лукавую мысль от себя, но начала ее развивать и ею любоваться. Что из этого вышло, мы с вами хорошо знаем. Поэтому хранение ума одна из главнейших задач, вступившего в невидимую брань. Мечом духовным апостол называет Священное Писание. Оказывается, это не просто нравоучительная литература, не мемуары о Спасителе, а духовное оружие, которым посекаются демоны, подобно тому, как Христос во время сорокадневного поста в пустыни отражал искушения диавола, также ссылаясь на него (Лк. 4:1–13).

Дорогие братья и сестры! Наш выбор сделан, жребий брошен, мы уже давно перешли Рубикон, и диавол не оставит нас в покое и не простит нам отречения от него. Поэтому ставший на поле брани воин не должен оглядываться назад. Об этом предупреждает нас Спаситель: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). Пример жены Лота (Быт. 19:26) должен быть для нас поучителен. И хотя Господь действительно призывает к себе всех труждающихся и обремененных (Мф. 11:28) (но для этого еще необходимо потрудиться), тем не менее, христианство – это не религия слабых, потому что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Поэтому и призывает нас апостол: Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2:3).

Пасха – это праздник победы, и вступить в радость Господа своего могут только победители. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21); Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21:7). Памятуя об этих великих обетованиях, дорогие братья и сестры, взойдем на поприще Великого поста, облекшись во всеоружие Божие, взирая на крест Христов и Его победу, станем против козней диавольских (Еф. 6:11), и достигнем светлого чертога Первенца из умерших (1 Кор. 15:20) – Пасхи Христовой.

Аминь!