Знамение тридневного погребения Христа

Иеродиакон Митрофан (Божко)

Проповедь в Академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в Великую Пятницу 29 апреля 2016 года на вынос Плащаницы

В имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Свершилось! (Ин. 19:30). Дело спасения рода человеческого произошло. Все то, к чему шла всемирная история, состоялось считанные минуты назад на наших с вами глазах. Сбылось обетование, данное человеку на заре истории Самим Богом: Семя Жены попрало главу змия (см. Быт. 3:15). Тогда в раю человек захотел стать богом, но без Бога. И после грехопадения, ничего не осознав, он ради достижения вечности строил себе пирамиды и мавзолеи, где бальзамировал свое тело. На пути к чаемому обожению человек не раз строил себе лестницу в небо, которая в глазах Всевышнего оказывалась всего лишь расшатанной стремянкой, наподобие Вавилонской башни. Хорошо сказал об этих самонадеянных потугах пророк Давид: Живый на небесех посмеется им и Господь поругается им (Пс. 2:4). Потому что никто не может взойти на небо, как только Сшедый с небесе (см. Ин. 3:13), никто не может преодолеть пропасть между тварью и Творцом, помимо Самого Творца. Человек, наделенный разумом, не понял этого, и самовольно оторвался от источника жизни, не только не достигнув своей цели, не уподобившись Богу, но наоборот – приложился скотом несмысленным и уподобился им (Пс. 48:20). 

Господь наш Иисус Христос, оберегая Своих учеников, сказал: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф. 7:6), но Сам дал втоптать Себя в грязь. Порой мы задаемся вопросом: кто же виноват в гибели Христа? Римляне? Иудеи? Одна бабушка, слушая чтение страстных Евангелий, сказала: «Спасибо Тебе, Господи, что Ты не к нам, русским, пришел, а то какой позор на весь мир был бы». Нужно признаться себе, что мы поступили бы так же, даже именуясь христианами. Точно так же, как поступили израильтяне, именуясь богоизбранным народом.

Взирая на распятие, мы видим странную надпись: «Иисус Христос Царь славы». В чем эта слава? В позоре, поношении, уничижении, оплевании, биении, крестной смерти? Где та слава, которая подобает Сыну Божию? Может быть, потому Христос и называет Себя Сыном Человеческим? В нашем понимании, человек заслуживает славы тогда, когда превосходит самого себя, когда творит что-то выдающееся, доблестное, достойное всяческих похвал. В чем же слава Христа? В том, что, будучи Богом, прежде всех век, Он умалил Себя. В том, что, будучи безгрешным человеком, Он пошел добровольно на смерть. И пошел не ради Своего благодетеля, которому был чем-то обязан, а ради Своих же рабов, которых создал, и которые по делам своим не достойны такой жертвы. «Бог возлюбил нас и умер за нас тогда, – говорит апостол Павел, – когда мы были еще грешниками» (см. Рим. 5:8). В этом слава нашего Господа. Поэтому и говорит апостол: я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). Уничижение стало венцом славы нашего Царя славы. Крест настолько сросся с Христом, что любое изображение Спасителя, даже в младенческом возрасте, непременно имеет в нимбе знамение креста.

Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:22–23). Много раз при жизни подходили книжники и фарисеи к Иисусу, требуя от Него знамения. Но Он отвечал, что не будет им знамения, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Оказывается, ни затмение солнца, ни сотрясание земли, ни раздирание храмовой завесы не является знамением. Настоящее знамение то, что Сама Жизнь, умерев на кресте, полагается в сердце земли. И мы с вами, дорогие братья и сестры, стоя здесь у плащаницы, становимся свидетелями этого знамения.

Взирая на тело усопшего Христа, мы видим, как в Своем человеколюбии и желании подарить человеку то, чего он так страстно хотел, Господь пошел до самого конца. Он прошел весь путь человеческой жизни и даже сошел во ад, ища там первого Адама. Поглотив Христа, как простого смертного, ад принял в себя больше, чем может вместить вся Вселенная. Поэтому вместе со Христом он изблевал из своей утробы весь человеческий род. Христос сокрушил зубы древнего змия изнутри. Своей смертью и погребением Творец даровал победу человеку там, где до этого он терпел лишь неудачу. Там, где раньше был тупик, глухая стена с хорошо известной надписью: «Выхода нет», – открылись врата в инобытие.

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12:24). Перед нами Семя Жены, Святое Зерно, брошенное в землю и втоптанное в грязь. Добровольно принеся Себя в жертву, Оно лежит бездыханным во гробе, но прорастая вглубь земли, даже до ада, – приносит обильные плоды нашего спасения. Мы видим, что душа Христа разлучается от тела, но в то же время Божество пребывает и с душой, и с телом, так, что даже в жилах умершего Спасителя не застывает кровь. Его тело не видело истления – оно само животворит нас, источая от живоносных ребр воду Крещения и кровь Евхаристии. Тем, которые приняли Его, Христос дал власть быть чадами Божиими (см. Ин. 1:12). Теперь привычное с ветхозаветных времен выражение «сын Божий», означавшее любого праведника, получило реальное содержание причастности к Божественным совершенствам, к полноте Божественной жизни. Невозможное человекам стало возможным Богу (см. Лк. 18:27).

И вот оно перед нами – знамение нашего спасения, которое некогда прообразовал Иона. Тридневное пребывание в земле – это свидетельство реальности человечества Христа, а восстание из глубины недр – Его победы над смертью.

В иерусалимском храме Гроба Господня есть удивительно место – пуп земли. В нем выразилось буквальное понимание слов Давида: Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли (Пс. 73:12). Сегодня этим центром земли является для нас плащаница – живоносный Гроб Христов. Возлежащий на ней Сын Божий из центра вечности становится центром человеческой истории.

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!

Дорогие братья и сестры! Мы стоим близ при дверях. Готовясь сейчас воспеть страдания Христа и принести Ему погребальный плач, вспомним Его слова: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Вместе с работниками одиннадцатого часа, не понесшими дневного зноя святой Четыредесятницы, хотя бы в эти последние часы, оставшиеся нам до Пасхи, спогребимся Христу, чтобы воскреснуть вместе с Ним и войти в нескончаемую радость Господа Своего. Аминь! 

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Культура Откуда есть пошла Земля Русская, или Камо грядеши?