Откуда есть пошла Земля Русская, или Камо грядеши?

(К 900-летию Повести временных лет)

 

Алексей Божко,

воспитанник Киевской духовной семинарии

Лето 2013 по рождестве Христовом выдалось памятным на многие знаковые события, происходившие в жизни нашей Церкви и нашего народа. Все отмечаемыев этом году даты являются дополнительным поводом оглянуться назад и соотнести себя и свое настоящее со своим прошлым во имя будущего. Прошлое всегда загадочным образом необъяснимо манит нас к себе памятью или, скорее, грезами бывшего когда-то «золотого века». Мы часто говорим: раньше было лучше, чем сейчас. Но наверняка наш интерес к прошлому, наше стремление вернуться к родному пепелищу и погреться на его тлеющих угляхвызваны каким-то внутренним поиском, желанием узнать какие ответы давали наши предшественники на те вопросы, которые продолжают волновать все поколения живущих на земле. Выяснить, какие идеалы грели души таких же людей, как и мы, многие столетия назад. И все эти поиски происходят не ради праздного интереса, а радивозможности правильно сориентироваться в сегодняшнем дне и продолжить свой путь дальше. Так возникает история, которая становится не просто рассказом у вечернего костра, а учительницей жизни, как говорили древние римляне («Historia est magistra vitae»).

Наша история, точнее попытка осознать свое прошлое и зафиксировать его, насчитывает уже 900 лет. В начале XII века, в 1113 году инок Печерского монастыря преподобный Нестор создает знаменитую «Повесть временных лет» – первую летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Самый ранний список, дошедший до нашего времени, относится к XIV веку. Он получил название Лаврентьевской летописи по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377 году. Другой древнейший список «Повести» сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи срединыXV века. История Русской Земли возводится в произведении ко временам ветхозаветного праотца Ноя и расселению послепотопного человечества, а заканчивается правлением великого князя киевского Владимира Мономаха. Наряду с событиями, свидетелем которых был сам автор, в летописи обильно приводятся тексты договоров Руси с Византией и исторические предания, сохраненные в устной традиции.

Со школьной скамьи нам известно, что летописью называют изложение событий прошлого в хронологической последовательности по годам. Однако, «Повесть временных лет» – не просто хроника и сборник юридических документов. Она возникает как попытка рефлексии, осмысления своего прошлого, как попытка осознать себя и свое место в мире и истории. Не зря ее автор формулирует вопрос: «Откуда есть пошла Земля Русская?». Труд преподобного Нестора – это история без преукрашений. Она подобно Библии описывает даже самые неприглядные поступки державных мужей и народных героев. Ее можно уподобить исповеди, в которой рассказать горькую правду означает не заниматься самобичеванием, а признать свою ошибку ради исправления в будущем, не обремененном грехами. История раскрывается в летописи как Промысел Божий о русском народе. Беды народа изображаются в ней как наказание за беззаконие, а годы благоденствия и процветания как награда за упорный труд и благочестие. «Повесть временных лет» не просто историография, а цельная историософия. И не зря некоторые ученые (например, И.Н.Данилевский) полагают, что она составлялась не для людей, а для Страшного Суда, на котором Господь будет решать судьбы людей в конце мира: поэтому в летописи перечислялись грехи и заслуги правителей и народа.

«Повесть временных лет» по праву можно назвать книгой бытия русского народа, а ее автора – русским бытописателем, вписавшим русских в священную библейскую историю, а значит и во всемирную историю, историю спасения людей. Преподобный Нестор Летописец подобно боговидцу пророку Моисею прокладывает восточным славянам путь из неистового язычества в Царство Христа,из греховного прошлого в будущее, исполненное блаженств. Действительно, наша первая летопись (первая если и не по времени возникновения, то по своей значимости) выполняет функцию не репортажа с места событий, а скорее религиозной миссионерской проповеди. Она одновременно и историческая, и учительная книга. Такое видение и понимание «исторического процесса» пришло, возможно, не только и не столько благодаря церковно-историческойэрудиции ее автора, сколько созерцательному житию иноков Печерской обители, которые имели духовный дар прозорливости – ясного видения судебкак отдельного человека, так и целого народа. Напомним, что преподобный Нестор пользовался трудами своих предшественников-летописцев, которые также были из числа монастырской братии. Это и преподобный Никон Великий, один из первоначальников Киевской Лавры, и его приемник по игуменству преподобный Иоанн. Но и в дальнейшем труд самого Нестора несколько восполнил и редактировал другой ученый монах – игумен Михайловского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Примечательно, что все последующие древнерусские летописи открываются текстом этой книги.

Центральным местом «Повести», несомненно, является эпохальное событие крещения Руси, ее нового рождения для Царствия Небесного. Неспроста в канву повествования, наряду с описаниями битв и княжескими некрологами, вставляются жития первых русских святых. Таков рассказ о братьях страстотерпцах Борисе и Глебе (под 1015 годом), которые, подражая смирению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о преподобных печерских подвижниках(под 1074 годом), которые потом и кровью обильно оросили Русскую Землю. Так летописец показывает, что семя Слова Божия не замедлило принести обильный плод на нашей земле. Отныне Русь становится Новой Землей, Землей Обетованной. Ее сердце заново созидается всемогущим действием Творца. В тексте летописи заложена и идея Киева как Нового Иерусалима, которая также разрабатывалась и находила свое подкрепление в других памятниках древнерусской книжности («Слове о Законе и Благодати» сподвижника преподобного Антония Печерского – святителя Иллариона, митрополита Киевского, «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, «Печерском патерике»). Киев предстает на страницах повести как город, освященныйстопами и благовестием апостола Андрея Первозванного, даже князь-язычник, прозванный Вещим, пророчески называет его «матерью городов русских». Киев является русским Иерусалимом, потому что именно отсюда разошлась весть о Христе по лицу Восточной Европы, Днепр, принявший в себя киевлян, называетсяновым Иорданом, а градостроительство Владимира и, в особенности, Ярослава создает из стольного града своеобразную икону Святого Града и Царьграда. Особо подчеркивается достоинство Печерской обители как носительницы благословения Афонской Горы и удела Божией Матери. Так перед нами предстаетвеличественная картина нашего духовного достояния, о котором мы должны помнить, стараться ему соответствовать, и которое призваны беречь.

Но кроме прочего, книга преподобного Нестора это и взгляд в будущее: какими путями пойдут его соотечественники? Нас он пытается предостеречь от ошибок прошлого, чтобы мы вновь и вновь не наступали на одни и те же грабли. Он ясно дает понять, что является для Руси добром,а что несет ей зло. Благоденствие возможно только во Христе и в жизни по Его заповедям, ибо отступление от Него чревато новым падением во мрак. Жизнь народа возможна только на началах братолюбия, исключающего любую вражду и междоусобицы, которые делают нас легкой добычей врага. Не зря в состав летописи помещено и «Поучение Владимира Мономаха».

Сегодня стали модными высказывания на счет того, что история движется по спирали. Конечно, это спорное утверждение, но смотря с какой стороны к нему подойти. Народная поговорка гласит: нельзя вступить в одну и ту же воду (реку) дважды, но чья-то остроумная голова заметила, что можно сесть в одну и ту же лужу. Для нас кажется очевидным, что все события имеют свою причинно-следственную связь, и мы, казалось бы, невольно тянем ношу, возложенную на нас предшественниками. Но встречающиеся на нашем пути круглые датыне дают ли повод оглянуться и посмотреть назад: что действительно стоит тащить за собой? заложниками чего мы так и должны оставаться? Равноапостольный князь Владимир, выбор которого воспевает «Повесть временных лет» и который мы торжественно отмечали 28 июля, решился перерубить канат и оставить позади груз грехов и неправд свой собственный и своего народа, чем кардинально изменил курс государственного корабля. История – это всегда встреча двух воль: воли Творца и воли человека, и не в последнюю очередь от нас самих зависит, куда мы пойдем дальше и как далеко зайдем.

 

Опубликовано:

Божко А. Откуда есть пошла Земля Русская, или Камо грядеши? (К 900-летию «Повести временных лет») // Академический Летописец. - 2013. - № 2. - С. 24 - 27. 

Вы здесь: Главная Духовно-просветительский центр Культура Откуда есть пошла Земля Русская, или Камо грядеши?